Сейчас я собираю фактические данные для научной статьи-исследования о самоорганизации хаоса.
В крупной организации мы хорошо видим, что с ростом числа сотрудников, подразделений и задач растёт и хаос. Эффективность отдельного исполнителя снижается из-за потерь информации, недостаточности информации, «размазанности» её по специалистам и времени.
Потеря эффективности требует новых сотрудников, которые приносят новый хаос. Таким образом он порождает сам себя.
Крупная система сама по себе хаотична, там не может быть идеального порядка, и это закон жизни, с которым можно только смириться.
Цифровизация — «демон» того же рода.
- Цифровизация точно так же порождает хаос, т. к. кратно увеличивает объёмы информации, которую собирают, передают и обрабатывают разные специалисты.
- Объёмы информации требуют новых технологических решений, а новые решения приводят к разбуханию объёмов информации.
Спрашивается, зачем это всё?
Может, остановиться? Или поручить всё искусственному интеллекту, он-то наведёт порядок?
Давайте посмотрим на примере кадрового отдела

Вот специалист. Его задача — собрать подписанные договоры с сотрудниками. Раньше, чтобы выполнять эту задачу, требовалось уметь читать и некоторая внимательность.
Суть работы заключалась в том, чтобы подготовить договор по образцу, распечатать, поставить на нём факсимиле руководителя, а потом поймать сотрудника и получить его живую подпись в договоре. Затем надо было положить договор в соответствующую папку и взять следующий на обработку.
В итоге получались огромные бумажные архивы, которые очень неудобно обрабатывать: систематизировать, анализировать, передавать дальше.
Зато с этой работой мог справиться практически любой встречный-поперечный.
Что теперь?
Теперь специалисту не надо распечатывать договор. Его даже не надо составлять — он генерируется сам на основе указанных данных. Надо всего лишь проверить, что в информационную систему пришёл договор, подписанный электронной подписью сотрудника.
И тут уже не справится любой встречный-поперечный. Наш специалист должен обладать определённой квалификацией, чтобы суметь выполнить свои обязанности.
Нашему специалисту уже не нужно раскладывать по папкам распечатанные договоры, которые подписали лично своей рукой новые сотрудники. Но ему нужно настроить эти подписи и обработать вошедшие документы правильным образом. И вовремя заметить ошибки, когда эти документы в электронном виде подписывают электронными подписями.
И если, например, на бумаге, мы видим сразу, если бумага порвалась или грязная — значит, нужно переделать. То есть «порог входа» для этой работы достаточно низкий. И такого сотрудника легко заменила цифровизация попросту «отменив» бумажные документы.
А когда что-то ломается в интеграции, и перестают взаимодействовать цифровые решения (не проходит документ или не подписывается), чтобы решить этот вопрос, нужны специалисты высокого уровня. Потому что цифровые решения не могут сами диагностировать и починить проблемы, которые возникают на стыке между ними.
В итоге нам по прежнему нужен специалист кадрового отдела. И нужные ещё пара специалистов, которые умеют починять цифровые инструменты, которыми пользуются кадровики.
Где же профит?
Раньше в отделе работали три специалиста. И сейчас работают три специалиста.

Раньше это были три человека, которые следили за бумажным архивом, и от них не требовался какой-то сверх-уровень квалификации.
А теперь это три специалиста со сверх-квалификацией, причём достаточно узкой квалификацией, поэтому эти специалисты не взаимозаменяемые.
Профит в объёме информации, которую они теперь обрабатывают. Цифровые решения позволяют обработать во много раз больше информации. Надо ли это? Надо — таковы реалии во всех сферах жизни.
Современные технологии требуют больше информации. Что в медицине, что в бухгалтерии или агропроизводстве. Вручную столько не «перелопатишь».
Информация порождает хаос, а с хаосом может работать только человеческий мозг.