Наша работа похожа на работу врача или автомеханика. Сначала мы смотрим глазами. Этакий «органолептический» метод оценки сайтов без подробных изучений.
Это достаточно просто, когда поработал на различных платформах (CMS), разбираешься в коде, вёрстке и принципах работы сайтов.
Сегодня покажу, как это делается.
- Как посмотреть своим взглядом и увидеть, на какой платформе сделан сайт (не всегда возможно).
- Самописный ли он или на базе какой-то из платформ.
- Есть ли принципиальные недостатки и сложности.
Открываем сайт в браузере.
- Кликаем правой кнопкой мыши на пустом поле где-нибудь на сайте.
- Выбираем «Посмотреть исходный код».
- Открывается новая вкладка, в которой нет картинок, но есть какие-то буквы и знаки. Это как браузер видит сайт: разметка, код, что где расположено. А для нас он преобразует сайт в удобоваримый вид.
Откроем, например, сайт одного из заводов, о котором мы писали в публикации об индустриальной конференции.
Что мы тут видим?
Мы видим красивый ровненький код.
Для примера посмотрим на код другого сайта другого завода. Сравните: справа ровненько, аккуратно. Слева сикось-накось как попало: отступы прыгают, выглядит хаотично.

Сикось-накось обозначает, что сайт сделан на каком-то движке. И этот движок собирает страницу из разных блоков. И это правильно. Когда страница собирается из разных блоков, это даёт гибкость в создании сайтов. Мы можем менять блоки независимо друг от друга.
Когда страница собирается из кусочков, мы можем спокойно менять их независимо друг от друга. Понадобилось, например, изменить пункт в меню — поменяли один раз в одном блоке, и этот пункт изменился везде.
(Кстати говоря, не все движки позволяют подобную гибкость, но об этом напишем в другой публикации).
Это некрасиво в коде, но удобно с точки зрения обслуживания сайта. Такие сайты можно поддерживать, наполнять информацией, продвигать.

Но вернёмся к первому сайту с красивым кодом. Это самописный сайт из статичных страниц. Я просматриваю страницу и вижу, что у него нет Яндекс.Метрики. Ни Метрики, ни Гугл-аналитики.
(Кстати, Гугл-аналитика сейчас очень не рекомендуется, потому что собирает персональные данные наших граждан и передаёт их потенциальному врагу. Поэтому, если у вас установлена Гугл-аналитика, рекомендую убрать).
Вот так Я.Метрика выглядит в коде, когда она есть:

Мы не знаем, почему сайт сделан именно так. Возможно, его делал студент в качестве курсовой работы. Или он создан на совсем простенькой CMS. Это не динамичные страницы: добавить туда какую-либо информацию весьма проблематично.
Например, чтобы поменять пункты меню, нам придется пройти по всем страницам сайта (допустим их 50 штук), и на каждой странице поменять пункт меню. То есть сделать это 50 раз. И не дай бог где-то ошибиться в вёрстке, не поставить угловую скобку или кавычки.
А если вы решите добавить Яндекс.Метрику, то вам придется добавлять её код так же на всех 50 страницах сайта.
В любом случае, первичная диагностика показывает, что для SEO этот сайт потребует серьёзных доработок:
- Установить код счётчиков и других инструментов.
- Сделать простое добавление страниц, чтобы наполнять сайт.
- Сделать простое добавление медиаматериалов и мета-тегов к страницам.
- (Открыть его для поисковых роботов) - но это тема отдельной статьи.