27 августа 2025
Back to list

Проектируем проблемы профессионально

reading time ~ min

Проектирование проблем у вас уже прекрасно получается, если в вашем бизнесе информация передается между разными информационными системами.

Например, если информация ходит

  • из интернет-магазина в маркетплейс,
  • из маркетплейса в CRM,
  • из CRM в 1С,
  • из 1С в ЭДО,
  • из ЭДО в бухгалтерию,
  • из бухгалтерии в магазин…

Дело в том, что каждая из этих систем имеет свою структуру и особенности хранения данных. И при переводе информации из одной системы в другую нужно эти данные трансформировать, адаптировать между собой.

Хорошо, если у вас есть автоматизированные пути передачи такой информации. Тогда проще: их всего лишь надо будет иногда чинить.

А если автоматизированных путей нет, то работу приходится делать вручную. И в этом месте образовывается проблема (ошибки или низкая эффективность).

Другими словами, в любом случае необходимо планировать, что будут расходы и потребуются ресурсы. Потому что всегда будут возникать проблемы в местах стыковки ИС, и их, эти проблемы, нужно будет решать.

Проблемы будут возникать

  • из-за изменения какой-то из систем внутри контура,
  • из-за изменения API сервисов вне контура,
  • из-за обновлений вашей системы,

и когда что-то изменится, нужно будет привлекать специалистов (бизнес-аналитиков, разработчиков), чтобы они это порешали.

Если автоматизации нет, то вам для передачи информации из ИС в ИС нужно привлекать исполнителей — использовать человеческий труд. Который намного дольше. И менее эффективный, чем автоматический.


Пример 1

Крупный интернет-магазин. В нём сравнение остатков по артикулам по поставщикам делал человек, сверяя данные по Excel-прайсам. У него это занимало десятки часов: сравнение артикулов, поиск в админке магазина и проверка остатков товара, а также запись сведений обратно в XLS-прайс.

Когда этот процесс автоматизировали (то есть информация стала автоматически передаваться из прайс-листа в магазин, обрабатываться и обратно выгружаться новым файлом), то эта работа сократилась, процесс сократился с нескольких десятков часов до нескольких секунд.

Но всё равно человеческое внимание требуется для принятия решений по закупкам этого товара.

Обратите внимание, к ИС (информационной системе) относятся и бумажные носители. Когда мы вбиваем данные с бумаги в компьютер — это тоже передача информации из одной системы в другую.


Другой пример

Крупная компания поглощает другие компании, и ей нужно переносить учёт, который велся в тех компаниях, в свои системы.

Автоматически это не делается из-за особенностей учёта (налогового, бухгалтерского, управленческого, аналитического и прочих). Этот учёт в каждой компании производится по-разному, и адаптацию между сведениями нужно делать вручную. Что тоже занимает часы работы.

Что мы видим? Что в этом месте как раз точка возможности автоматизации. Если разработать автоматизированную систему переноса хотя бы одного вида учёта, то это сократит время и количество ошибок, которые происходят при ручном вводе данных.

Потому что, когда переносят сведения, в которых нужно указать сотни документов, то, естественно, человек устаёт, утомляется, и допускает ошибки. Во множестве полей, которые ему нужно заполнить, он где-то может ошибиться, и эту ошибку потом придётся искать.

Автоматика не допускает подобных ошибок — ей всё равно, сколько одинаковых полей обработать: два или двадцать два, сто или миллион.

Но по ряду веских причин перенос подобных сведений производится вручную.


Ещё пример

Тоже крупная компания.

В ней регулярно возникают ошибки передачи информации между информационными системами внутри контура. Бывает, они не полностью автоматизированы. И, когда в процессе синхронизации какая-то информация не передаётся автоматически, то человеку нужно вручную проводить изменения, и каждое из этих изменений занимает 2, 3, 5 минут времени.

И это происходит тоже с какими-нибудь ошибками или замедлениями: пока прогрузится система, пока пройдёт информация между базами, смотря как настроено расписание этой синхронизации.

И у человека уходят десятки часов на обработку каких-то 500 записей. А автоматика это сделала бы за секунды.

И это тоже всё происходит в настоящее время, в 21 веке, на стыке информационных систем.


Подведём итоги

Видите, как просто найти то место, которое неэффективно и требует внимания по теме автоматизации?

В тех местах, где происходит передача информации из одной системы в другую, там и будут проблемы.

Если у вас какие-то разработки по автоматизации передачи информации существуют, то на них нужно запланировать время. То есть спроектировать, заложить в планы, что проблемы там будут: что-то сломается и надо будет чинить.

Если у вас в этих местах происходит передача информации в виде ручного труда, то вот это место как раз требует автоматизации. То есть здесь мы проектируем, закладываем в планы существование проблемы, резервируем ресурсы на её решение.

Иначе говоря, в любом случае, когда вы что-то проектируете, какую-то систему или модернизацию, то изначально закладывайте, что в местах стыковок будут проблемы. Они будут в любом случае, независимо от вашего уровня профессионализма или от вашего хотения.

Но будут обязательно. Поэтому проектируйте систему и планируйте ресурсы с учётом потенциальных проблем.

Комментарии Отмена
Emoji
😀 😂 😅 😍 😎 😭 😡 👍 🔥 🎉 😊 😢 😇 😜 😏 😉 😒 😬 😴 😋 😌 😛 😝 🤔 🤗 🤓 🤔 🤤 😪 😷 🤒 🤕 😵 🤢 🤧 😲 🤯 😳 🤠 🥳 😎 😖 😞 😩 😫 🥺 😤 😠 😡 🤬
0 комментариев
Latest posts
Анализ бизнес-процессов благотворительной НКО
В одной из статей мы говорили о том, что НКО сложно определить свой «продукт». Поэтому сложно определиться, что...
14 сентября 2025
Как выглядит схема ИТ-анализа (бизнес-анализ в ИТ-процессах)
Пришла заявка от пользователя о проблеме: об ошибках, которые мешают сотруднику выполнять свои ежедневные задачи....
8 сентября 2025
Индивидуальная кнопка консультанта под дизайн сайта
Как мы делали индивидуальную кнопку Jivo-консультанта. Обычная кнопка «консультанта» на сайте выглядит...
18 августа 2025